Музей AZ

Один из самых молодых и динамично развивающихся частных музеев в России, основанный коллекционером и меценатом Наталией Опалевой и куратором Полиной Лобачевской. Миссия Музея – актуализация наследия советских неофициальных художников 1960–1980-х годов с помощью оригинальных кураторских концепций, новых технологий и активного диалога с современным искусством. Именно поэтому популярность Музея АZ среди профессионального сообщества и любителей изобразительного искусства постоянно растет.
В фондах Музея AZ находятся свыше 2500 работ Анатолия Зверева и его современников — художников-нонконформистов второй половины ХХ века.

ОСНОВАТЕЛИ ПРЕМИИ

Наталия Опалева
Генеральный директор и основатель Музея AZ
С 1999 года Заместитель Председателя Правления АКБ «Ланта-Банк» (АО).
С 2001 года член Совета директоров ПАО «Высочайший» (GV Gold).
В начале 2000-х начинает собирать собственную коллекцию советского и российского современного искусства, к которой в 2013 году добавляется более 200 работ из собрания знаменитого коллекционера русского авангарда Георгия Костаки.

В 2012 году вместе с арт-куратором Полиной Лобачевской организовала выставочный проект «Зверев в огне» в Новом Манеже (Москва).

В 2014 году там же, в Новом Манеже, вместе с Полиной Лобачевской организует выставку «Анатолий Зверев. На пороге нового музея».

Узнать больше
В мае 2015 в центре Москвы состоялось официальное открытие Музея AZ. С момента открытия Музеем было реализовано 18 уникальных выставочных проектов, в которых представлены работы Анатолия Зверева и других классиков советского неофициального искусства, а также специально созданные по заказу Музея произведения современных российских художников.

Помимо выставок в собственном пространстве Музей AZ работает многочисленными партнерами. Так с 2016 года командой Музея были реализованы выставки в
Электротеатре Станиславский, Новом ПространствеТеатра Наций, Фонде Франко Дзеффирелли (Флоренция),Королевском дворце города Монца (Милан), Западном крыле Новой Третьяковки. Музей поддерживает и региональные проекты (фестиваль «Первая фабрика Авангарда» в Иваново).

С 2019 года Наталия Опалева является членом Попечительского Совета экономического факультета МГУ. С 2020 года входит в состав Попечительского Совета Третьяковской галереи.
Полина Лобачевская
Арт–директора и сооснователь Музея AZ
Куратор выставочных и издательских проектов, вдохновитель и организатор более 100 громких выставок в крупнейших музеях и выставочных залах (Третьяковская галерея, Новый Манеж, Музей современной истории России, Музей декоративно-прикладного искусства, Домик Чехова), признанный эксперт по искусству нонконформизма и, конкретно, творчеству Анатолия Зверева, с которым она была дружна.

Творческое кредо и уникальный подход Полины Лобачевской к созданию арт-проектов во многом связаны с ее театральным и кинематографическим опытом. Окончив Театральное училище им. Щепкина, она долгое время работала преподавателем ВГИКа, являясь ассистентом и соратником многих выдающихся кинотворцов ХХ века (Б.Бабочкина, М.Ромма, Г.Данелии, А.Згуриди, М.Хуциева).

Узнать больше
Сфера художественных интересов Полины Лобачевской как арт-куратора определилась после открытия галереи «Кино» (совместно с Е. Юреневой) – галерея стала выставлять как признанных мастеров нонконформзма, так и современных художников.
После открытия Музея AZ творческие устремления Полины Лобачевской оказались тесно связанными с изучением и представлением уникальной музейной коллекции.
Помимо произведений Зверева, показ которых от одной выставке к другой складывался в своего рода изо-сериал (термин, изобретенный П. Лобачевской), в поле зрения куратора оказался ценнейший пласт искусства нонконформистов, соратников Зверева, художников «Советского Ренессанса» который потребовал своей актуализации в ХХI веке.
В этом плане беспрецедентным и по охвату материала, и по масштабам реализации, стал выставочный цикл, задуманный П. Лобачевской, в котором соединились образный мир великих фильмов Андрея Тарковского и произведения художников-шестидесятников, поднимавших те же темы и сюжеты в живописи и графике. Первым среди них был проект «Предвидение», посвященный картине Тарковского «Сталкер» и апокалиптическим видениям художника Петра Беленка (Электротеатр «Станиславский», 2016 год).
Затем на площадке Нового Пространства Театра Наций развернулась мультимедийная инсталляция «Прорыв в прошлое», где на равных сосуществовали кинематографические образы Тарковского из фильма «Андрей Рублев» и произведения Дмитрия Плавинского, наполненные древнерусскими мотивами (июнь-сентябрь 2017 года).

В 2018 году во Флоренции в Фонде Франко Дзеффирелли состоялось открытие выставки, венчающей весь цикл – «Новый полет на Солярис» – ее основу составили образы «Соляриса» и лучшие произведения нонконформистов из собрания Музея AZ. Логичным завершением столь масштабного труда стало соединение всех частей трилогии и создание нового проекта «Свободный полет» в Западном крыле Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Кураторский стиль и «почерк» Полины Лобачевской безошибочно узнаются в каждом из ее проектов – будь это выставка или музейное издание. Это всегда парадоксальный взгляд на тему, смелое соединение образов (живописных и кинематографических), создание сценического дизайна экспозиции, но главное – острое ощущение современности.
ОРГКОМИТЕТ ПРЕМИИ
Екатерина Чернышина
Ольга Богомолова
Сергей Соловьев